+38 050 346 98 28 (офис)

Рынок меда в Украине

16 декабря 2013

Потеряв практически полностью внешний рынок по сахару, наша страна всего за несколько лет сумела вырваться на первые позиции по поставкам за рубеж продукции пчеловодства. Причем если до 2010 года основные объемы экспорта приходились на Россию, то в 2011-2013 годах главным потребителем сладкого продукта стала Германия (туда идет порядка 40%). Среди других государств, удельный вес которых в экспорте отечественного меда колеблется в пределах 2-7%, — Польша, Словакия, Чехия, США, Россия и Беларусь.

Сегодня Украина уверенно чувствует себя в тройке мировых лидеров по производству меда, с большим отрывом опередив все европейские страны и потеснив при этом Турцию и США. По словам директора компании Agri Event Анатолия Циркуна, экспорт меда в течение последних трех лет вырос вдвое — с 7 до 13 тыс. т. Нынешний сезон ожидается не менее продуктивным. "По результатам первого полугодия экспортировано 7,9 тыс. т, в целом по итогам года будет вывезено не менее 20 тыс. т", — отмечает эксперт. Такой стремительный рост обусловлен еще и глобальными процессами — в Европе и США пчелы массово вымирают.

Чтобы предотвратить дальнейшую гибель этих насекомых, Евро-парламент недавно принял решение о запрете применения пестицидов и других ядохимикатов, вредящих пчелам. В то же время благодаря регулярной экономии отечественных аграриев на удобрениях и средствах защиты растений в Украине пчелиные семьи не уничтожаются, а размножаются. По информации аналитиков, общее предложение меда на внутреннем рынке сегодня превышает 70 тысяч тонн. Это на 50% больше, чем в начале тысячелетия. Однако, как признаются профессиональные пасечники, несмотря на все усилия, заработать сверхприбыли на трудолюбивых пчелках не удается.

По словам пчеловода Игоря Антоненко, сегодня со сбытом меда ситуация следующая: разброс розничных цен в зависимости от вида меда 20 ÷ 80 грн./кг. Оптовики предлагают пасечникам за подсолнечный мед в среднем 12 грн./кг, за липу, акацию - 25÷35 грн./кг.

Он напомнил, что аналогичная ситуация была на рынке меда и в прошлом, и в позапрошлом году. Альтернативным выходом из сложившейся ситуации пасечники называют активизацию потребления и продажи меда на внутреннем рынке.

К примеру, пасечники регулярно выезжают на сельскохозяйственные ярмарки в разные города. Однако такой канал, как торговые сети, до сих пор остается закрытым для большинства пчеловодов: оплачивать ретейлерам "плату за вход" и "маркетинговые услуги" они не готовы.

В то же время популярная в Европе философия "здорового образа жизни и здорового питания" продолжает набирать обороты. И если прогнозы экспертов оправдаются, Украина по итогам 2013 года займет около 7% всего мирового рынка меда.